Режим дня младшего школьника.
Режим – одно из важнейших условий успешной учёбы и хорошего здоровья. Главное условие сохранения здоровья – соблюдение режима дня.
При нарушении режима ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает. У ученика могут появиться головные боли, что ведёт к снижению настроения, исчезновению желания учиться.
Примерный режим младшего школьника.
Описание режима |
Время |
Пробуждение, гимнастика (зарядка), закаливающие процедуры, уборка постели. |
7.00 - 7.30 |
Завтрак. |
7.30 – 7.50 |
Дорога в школу. |
7.50 – 8.10 |
Учебные занятия + завтрак. |
8.30 – 13.00 |
Дорога из школы домой или прогулка после занятий. |
13.00 – 13.30 |
Обед. |
13.30 – 14.00 |
Послеобеденный отдых (сон для первоклассников и ослабленных детей). |
14.00 – 15.00 |
Прогулка. |
15.00 – 16.00 |
Приготовление уроков (через каждые 35-45 минут занятий перерыв на 5-10 минут). |
16.20 – 17.30 |
Прогулка. |
17.30 – 18.30 |
Ужин. |
19.00 – 19.30 |
Свободное время. |
19.30 – 20.30 |
Приготовление ко сну. |
20.30 – 21.00 |
Сон. |
21.00 – 7.00 |
При самой первой встрече учителя с родителями нужно не только разъяснить важность режима дня, но и подчеркнуть, что это обязательное требование школы, необходимое для повышения работоспособности детей,сохранения и укрепления их здоровья, воспитания дисциплинированности и волевых качеств. Режим дня строится на научной основе, на базе учения о биологических ритмах.
Режим дня должен быть построен с учётом возраста ребёнка и возможностей.
Режим дня необходимо соблюдать постоянно, так как это ведёт к выработке определённого ритма в деятельности всех систем организма ребёнка.
Учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъёмом умственной активности детей (утром – с 9 до 12 и с 15 до 16 часов). Это касается подавляющего большинства школьников, но не всех. У некоторых детей отмечается один пик более высокой физической активности и работоспособности в середине дня, у других же детей вообще не удалось выделить такого пика.
Выполнение уроков в одно и то же время помогает ребёнку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Первоклассник во втором полугодии должен готовить уроки в течение часа, второкласснику требуется один час, а третьекласснику – уже полтора часа.
Приём пищи в определённые часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.Особенности деятельности органов пищеварения таковы, что их максимальная активность – между 12 и 14 часами дня, следовательно, в этот период съеденная пища лучше усваивается организмом. Вовторую половину дня разумнее употреблять пищу, содержащую углеводы (соки, фруктыи т.д.), и объём пищи должен быть меньшим, потому что во вторую половину дня печень перерабатывает и усваивает сахара, происходит накопление гликогена и воды.Принимать пищу рекомендуется 4-5 раз в день, потому что для переваривания её в желудке (в среднем) достаточно 2-3 часа.
Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребёнка. Игры и занятия рекомендуется заканчивать за полчаса до отхода ко сну.
Если ребёнок не выспался – у него рассеянное внимание, на уроках он зевает, отвлекается.
Пребывание в группе продлённого дня в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
Режим дня для ребёнка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1-1,5) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее3-3,5 часа). Необходимо строго регламентировать время просмотра телевизионных передач.
Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребёнка и его неблагоприятным реакциям. Вся семья, включая бабушек и дедушек, должны быть едины в требованиях, предъявляемых ребёнку в выполнении режима.
Первое время (от двух недель до двух – трёх месяцев) взрослые выполняют почти все утренние режимные моменты вместе с ребёнком.
Полезно в первые дни учёбы, провожая ученика в школу, идти медленно. Быстрая ходьба может утомить ребёнка.
Сложно организовать рациональный режим для детей, имеющих систематические и длительные внеклассные занятия (музыка,спорт, живопись и др.). В этом случае важно воспитывать бережливое отношение к каждой минуте, обострённое чувство времени.
Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
Но, тем не менее, в каждой семье всегда имеются свои особенности режима дня. А.С. Макаренко писал: «… Нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбрать один, самый подходящий в данной обстановке».
Соблюдение режима дня – одно из важнейших требований к ребёнку, влияющих на его здоровье и работоспособность.